В этом году ещё одна важная пластинка празднует свой 20-летний юбилей - седьмой альбом группы U2 «Achtung, Baby!» Я понимаю, сегодня произносить слоги «Ю-Ту» и надеяться после этого на серьёзную дискуссию о музыке - немного нелепая затея, но всё же. Тогда, 20 лет, это было и правда нечто невероятное.
Напомню контекст - ирландская группа U2 жахнула в 80-е, завоевала полмира альбомами «The Unforgettable Fire» и «The Joshua Tree», на которых звучал жаркий, страстный и серьёзный гитарный рок. А потом уехала в Америку в поисках настоящего американского духа и там пропала со своим самым амбициозным проектом, альбомом тире документальным фильмом «Rattle and Hum», принятым публикой со сдержанным недоумением. Думая, что делать дальше, U2 двинули в Берлин и там, в легендарной студии Hansa записали то, что потом стало альбомом «Achtung, Baby» - коллекцию гулких и ироничных песен, по которым было слышно, что серьёзные ирландцы открыли для себя танцевальную электронику, мэдчестер, шугейз и прочие радости продвинутых музыкантов рубежа 80-х и 90-х.
Боно к тому же обзавелся издевательским альтер эго по прозвищу «Муха» - довольно наглым и зловредным субъектом в кожаных штанах и несколько гипертрофированных солнечных очках. Предполагалось, что это ироничная карикатура на типичного рок-фронтмэна, а альбом «Achtung, Baby!» – ироничная карикатура на типичный рок-блокбастер. На деле же вышло, что семь миллионов копий альбома разошлись за первые три месяца - а сейчас суммарный тираж составляет что-то около 20 миллионов. Решившись поэкспериментировать со звуком и похихикать над институтом знаменитостей, U2 внезапно сами оказались в позиции мировых суперзвезд номер один.
И самое крутое было в том, что чарты они рвали с без дураков замечательным и очень интересно устроенным альбомом. Дуэт продюсеров Брайана Ино и Дниэля Лануа намутил U2 неслыханный звук - жесткий, но в то же время разреженный, с четкими, будто бы программированными барабанами и неузнаваемой гитарой Эджа, которая то съезжала в индустриальный вой, то растекалась шугейзовым маревом. Песни были тоже одна краше другой - стремительные рок-ракеты «Even Better than the Real Thing» и «The Fly» и электрический фанк «Mysterious Ways», трип-хоп-баллады «So Cruel» и «Tryin' to Throw Your Arms Around the World» и главная песня U2 «One», сочиненная, кстати, по чистой случайности. Здесь же U2 гениально ухватили суть новой телевизионной реальности - они не только делали по несколько версий клипов на разные песни, они ещё организовали грандиозный тур, в котором весь задник состоял из экранов разных размеров, и потом транслировали его по всему миру через спутники. В общем, на альбоме «Achtung, Baby!» группа U2 превратилась в огромное электрическое зеркало, в котором отразилась вся нелепость современного мира - и современный мир радостно проголосовал монетой.
Поразительно, конечно, что альбом и сейчас слушается очень мощно и здорово. U2, понятное дело, напланировали массу праздничных мероприятий - альбом собираются переиздать бокс-сетом за немыслимые деньги, на котором будет шесть дисков (альбом, новая перемикшированная версия, демо-записи, би-сайды, и целый альбом «Zooropa» в придачу) и четыре двд (клипы, концертные записи и целый документальный фильм об альбоме «From the Sky Down», который для них сделал автор фильма «Приготовьтесь, будет громко!» Дэвис Гуггенхайм). Ещё Боно на днях проговорился, что готовится трибьют-альбом - на нём песни с «Achtung, Baby» будут перепевать Джек Уайт («Love is Blindness»), Depeche Mode («So Cruel») и Патти Смит («Until the End of the World» - вот это будет всем версиям версия!) Интересно ужасно, кто перепоёт любимые «Ultraviolet» и «Acrobat».
Сергей Мезенов